Сегодня «трудные» подростки остаются главной проблемой как для общества, так и для семьи в целом, с точки зрения воспитания. В последние годы эта проблема стала заметно более острой и начала распространяться по всему миру. На современном этапе развития общества это негативное социальное явление выражается в таких формах, как подростковая и юношеская девиантность. Прежде всего, это социальное явление обусловлено отсутствием или несформированностью на социальном и личностном уровне духовно-нравственных норм и ценностей, способных обеспечить стабильное духовное, нравственное, социальное и правовое поведение молодежи в обществе, независимо от кризисных процессов, происходящих в социально-экономической сфере.
Современное общество находилось на грани духовной и нравственной катастрофы - утрата высоких нравственных идеалов привела к развитию низменных интересов и потребностей. В свое время патриарх Московский и Всея Руси Алексий II описал сегодняшнюю ситуацию так: «Главным из бедствий сегодняшнего дня является массовое нравственное растление молодежи и детей. Всем известно о колоссальном росте наркомании… В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, …что приводит к вырождению и вымиранию нашего народа невиданными темпами».
Президент России Владимир Владимирович Путин, обращаясь к педагогическому сообществу, поручил рассмотреть новые учебные модули для будущих педагогов, которые научат распознавать девиантное поведение у детей на ранней стадии. Как сообщается на сайте Кремля, «Рассмотреть вопросы о включении в образовательные программы <…> для педагогических работников дисциплины (модуля), направленной на раннее выявление предпосылок девиантного поведения у детей и подростков и оказание им своевременной педагогической, психологической и медицинской помощи». Речь идет о возможном включении таких курсов в программы среднего профессионального и высшего образования, а также о профессиональной переподготовке и повышении квалификации (https://pedsovet.org/article/putin-predlozil-naucit-pedagogov-raspoznavat-deviantnoe-povedenie-u-detej).
Значительное влияние на рост девиантного поведения оказывают:
- политические, социальные, экономические и идеологические недостатки;
- слабая правовая база, правовой нигилизм;
- недостаточное межведомственное взаимодействие;
- неясность места и роли правоохранительных органов в системе мер по противодействию экстремистским действиям;
- неэффективность педагогической деятельности в профилактической работе с молодежью, подростками и семьей.
Эффективность воспитания духовно-нравственных ценностей "трудных" подростков зависит от понимания и использования в образовательном и воспитательном процессе ряда факторов, позволяющих ребенку присвоить нравственную культуру общества и духовные принципы бытия. Обеспечение духовно-нравственного развития современной молодежи возможно с учетом соответствующих образовательных, воспитательных и профилактических мер со стороны государства, общества, образовательных учреждений и семьи.
Актуальность проблемы, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что позитивное сознание и самосознание трудных подростков, то есть общая и духовно-нравственная самооценка, духовно-социально-личностное самопознание и формирование общих самосознаний в процессе духовно-нравственного воспитания важны на сегодняшнем этапе развития российского общества. У подростков и молодежи важно формировать и развивать такие духовные ценности, как: мораль, истина, доброта, смысл жизни, вера, надежда, любовь, мир, праведность, преданность делу. Духовность — это стремление к универсальным человеческим идеалам Добра, Справедливости, Нежности, Честности, уважения индивидуальности и культуры каждого человека. Духовность — это духовная сущность человека, противоположная своей физической, телесной сущности, внутреннему, нравственному миру человека. Для профилактики девиантного поведения необходимо провести с молодыми людьми открытую профилактическую работу. Самое главное в профилактике - устранение причин, которые могут привести к нежелательным последствиям. Поэтому профилактику девиантного поведения следует проводить в следующих областях:
- предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных состояний подростков и молодежи, подверженных социальному риску;
- поддерживание, сохранение и защита нормального уровня жизни и здоровья подростков и семьи в целом;
- содействие и оказание помощи в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Профилактические работы девиантного поведения в молодежной среде осуществляют немногие некоммерческих организаций (НКО). Одной из таких организаций является Автономная Некоммерческая Организация Дополнительного Профессионального Образования (АНО ДПО) «Институт дополнительного профессионального образования» (ИДПО) в Нижнем Новгороде. Не в первый раз она осуществляет реализацию своих проектов, посвященных профилактике социально-отклоняющегося поведения среди подростков, учащихся, студентов средних профессиональных и высших образовательных организаций.
В настоящее время ИДПО осуществляет реализацию проекта «Выбирая духовные ценности-выбираем развитие», ставшего победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2021–2022». Этот проект направлен на формирование светских и религиозных духовно-нравственных ценностей, в качестве профилактики нарастания в молодежной среде негативных настроений.
Подобные проекты представляют собой целый комплекс мероприятий такие как: научно-практические семинары, конкурсы виртуальных экскурсий и видеороликов, курсы повышения квалификации для педагогов и преподавателей учебных заведений (классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования), разработка методических материалов и памяток для педагогов и обучающихся, онлайн-семинары, а также конкурс проектов программ профилактики девиантного поведения. Такие мероприятия проводят профессора, доктора наук, доценты, кандидаты наук, психологи и социологи, обладающие многолетним опытом работы с «трудными» подростками. Среди них над проектом работают Акутина Светлана Петровна доктор педагогических наук, профессор и Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент.
Конечно же, эффективность любого профилактического мероприятия может быть обеспечена только при условии включения следующих компонентов: направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.